Фундамент под крышей

Поставщик телевизионного сигнала в антенный кабель нашего дома обновил список каналов,и появился подзабытый уже детский Jetix. Меня терзали смутные подозрения, но мы его оставили настроенным, в дополнение к Теленяне и в противовес к 2*2, — старшего по рукам бить уже поздно, он 2*2 смотрит, но его маленькой сестре надо предоставить альтернативу. Jetix этот показывает, как и ожидалось, откровенную халтуру. Впрочем, ничего глаз не цепляло, пока я не увидел Lazy Town.

Что там происходит, не знаю, полагаю, что ничего. Бегают и гримасничают очень ярко раскрашенные люди вперемешку с куклами. Интересно то, что это не халтура, нет. Это треш, причем на мой взгляд, треш неплохой. По крайней мере, если ограничится одной серией. Но канал-то для детей! А треш — жанр от рождения постмодернистский, предполагающий у зрителя некую базу, на которую можно опереться, подразумевая, но не показывая что-либо; предполагающий какие-то шаблоны, которые можно «разорвать». Одним словом, чтобы нарушать правила, их надо сначала знать.

Откуда эта база у ребенка? Самое время ее как раз формировать. Формировать на лучших образцах! Ну хорошо, любому Моцартом не быть, не обязательно так уж на лучших, но точно не ниже определенного уровня. Лет до восьми, а то и двенадцати забудьте о пародиях, об «олбанском» языке и всяких отсылках к культурным пластам! Нечего еще пародировать, эти пласты наработать надо.

Почему на Симпсонах стоит рекомендация «после 14 лет»? Там много секса и насилия? Да ничего подобного, для современного десятилетки в самый раз. Там много цинизма, вот в чем дело. Если понятия, которые фильм высмеивает, уже сформировались в голове, носитель головы посмеется вместе с авторами: они и талантливы и, черт возьми, правы. А если нет еще понятий? Если они только формируются? Что там сформируется под воздействием мультика?

Новомодные политкорректные сказки, в которых добрый волк был просто простужен, а злые поросята сдали его в полицию, или жестокая Маша эксплуатировала занесенного в Красную книгу Медведя, из той же оперы. Они могут быть прекрасными пародиями, и даже шедеврами, но только для взрослых. Для взрослых! Которые уже давно знают, как было на самом деле.

Ребенок, как никто иной, чтобы стоять, должен держаться корней. Ребенку необходимо черно-белое восприятие (вернее, у него другого попросту нет): здесь — добро, а там — за чурьей землей — зло. С возрастом будут появляться оттенки серого. Если повезет, и ребенок повзрослеет не только годами, но и духом, он сможет видеть радугу — темнее или светлее — повсюду. Хотя некоторые доходят до высоких постов в правительствах сверхдержав, так и не научившись рассматривать нужды как поросят, так и волка, но это уже другая проблема.

Когда вы пишите сценарий сказки, определите свою аудиторию. Или это будет Шрек, отсылающий к сказкам из детства и великолепно накладывающий их на опыт взрослого человека; или это будет Спящая красавица, — история конфликта абсолютного добра с абсолютным злом. Последняя задача даже интереснее: вы скованы этим конфликтом и вам нужно сделать сказку красивой. И, боже сохрани, никаких шрековских шуточек — «она жила с семью мужчинами»!

Скучно работать с давно известным материалом, конечно. Но дети-то увидят вашу сказку в первый раз, вот в чем дело. И будут смотреть, открыв рот и сопереживать принцессе или зайчику. А над хорошей пародией мы посмеемся все вместе. Лет через пятнадцать.

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.